Title: | Факторы, влияющие на принятие решений оператором в условиях гражданской авиации |
Other Titles: | Factors influencing operator decision-making in civil aviation |
Authors: | Рудько, В. Н. |
Keywords: | материалы конференций;авиационная безопасность;когнитивная нагрузка;человеческий фактор |
Issue Date: | 2025 |
Publisher: | БГУИР |
Citation: | Рудько, В. Н. Факторы, влияющие на принятие решений оператором в условиях гражданской авиации = Factors influencing operator decision-making in civil aviation / В. Н. Рудько // Электронные системы и технологии : сборник материалов 61-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, Минск, 21–25 апреля 2025 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: Д. В. Лихаческий [и др.]. – Минск, 2025. – С. 869–872. |
Abstract: | В работе рассматриваются факторы, влияющие на принятие решений оператором в условиях гражданской авиации. Особое внимание уделено анализу влияния когнитивной нагрузки, стресса, противоречивой информации, нарушений коммуникации и уровня подготовки на эффективность работы авиационного персонала. Представлены модели SHELL, HFACS и NASA-TLX, позволяющие структурировать изучение человеческого фактора и оценить его влияние на безопасность полётов. Подчёркнута необходимость внедрения системы управления ресурсами экипажа (CRM), регулярной симуляционной подготовки и развития культуры безопасности как основных направлений снижения числа ошибок, связанных с человеческим фактором. Результаты могут быть использованы при разработке программ подготовки операторов и
совершенствовании организационных решений в авиационной отрасли. |
Alternative abstract: | The paper examines the factors influencing operator decision-making in the context of civil aviation. Special attention is given to analyzing the impact of cognitive workload, stress, conflicting information, communication failures, and the level of training on the effectiveness of aviation personnel. The models SHELL, HFACS, and NASA-TLX are presented as frameworks for
structuring the study of human factors and assessing their effect on flight safety. The necessity of implementing Crew Resource Management (CRM), regular simulator-based training, and the development of a safety culture is emphasized as key directions for reducing human-factor related errors. The results can be used in developing operator training programs and improving
organizational practices in the aviation sector. |
URI: | https://libeldoc.bsuir.by/handle/123456789/60152 |
Appears in Collections: | Электронные системы и технологии : материалы 61-й конференции аспирантов, магистрантов и студентов (2025)
|