Title: | Гуманитарная культура и гуманитарное образование в изменяющемся мире |
Other Titles: | Humanities culture and humanities education in a changing world |
Authors: | Миськевич, В. И. |
Keywords: | публикации ученых;гуманитарные науки;гуманитарная культура;гуманитарное образование;футурология;цифровой футурошок |
Issue Date: | 2024 |
Publisher: | Гродненский государственный университет имени Янки Купалы |
Citation: | Миськевич, В. И. Гуманитарная культура и гуманитарное образование в изменяющемся мире = Humanities culture and humanities education in a changing world / В. И. Миськевич // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1, Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2024. – T. 16, № 3. – С. 106–123. |
Abstract: | В статье рассмотрены актуальные проблемы современной культуры и социоантроподинамики.
Объектом анализа является humanitas в контексте современных процессов антропологического,
социального, технологического и ментально-духовного цвишенизма (от нем. Zwischen – между).
Цель исследования состоит в экспликации и обосновании значения гуманитарной культуры
и гуманитарного образования в качестве констант сбережения и развития человеческой природы.
Научная новизна работы заключена во введении в научный оборот концепта «объективированные
модусы гуманитарной культуры», в классификации и интерпретации указанных модусов. Во введении
аргументирована актуальность сформулированной темы исследования, артикулирован содержательный
смысл базовых категорий проблематики статьи. В основной части работы рассмотрены объективированные
модусы гуманитарной культуры, их историческая динамика, социокультурный статус и функции.
Проанализированы причины кризиса гуманистического мировоззрения, гуманитаристики и гуманитарного
образования в ситуации современных социотехнокультурных вызовов и дигитального футурошока.
Обоснована важность осознанного выбора гуманистических перспектив социоантроподинамики.
В заключении изложены основные выводы исследования. Полученные теоретические результаты
позволяют рельефнее эксплицировать проблематику теоретического дискурса, привлечь внимание
исследователей к проблемам социогуманитарного познания и образования. Основные выводы
и положения исследования могут быть использованы при подготовке научных публикаций, разработке
курсов и спецкурсов по социальной философии, философской антропологии, философии культуры
и образования. |
Alternative abstract: | The article examines current problems of modern culture and socioanthropodynamics. The object
of analysis is humanitas in the context of modern processes of anthropological, social, technological
and mental-spiritual Zwischenism (from German Zwischen – between). The purpose of the study
is to explicate and substantiate the importance of humanitarian culture and humanitarian education as constants
for the preservation and development of human nature. The scientific novelty of the work lies in the introduction
into scientific use of the concept of “objectified modes of humanitarian culture,” their classification
and interpretation. The introduction argues for the relevance of the formulated research topic and articulates
the substantive meaning of the basic categories of the article’s problems. The main part of the work examines
the objectified modes of humanitarian culture, their historical dynamics, sociocultural status and functions.
The reasons for the crisis of the humanistic worldview, humanities and humanitarian education in the situation
of modern sociotechnocultural challenges and digital futureshock are analyzed. The importance of a conscious
choice of humanistic perspectives of socioanthropodynamics is substantiated. The conclusion outlines the main
results of the study. The theoretical results obtained make it possible to more clearly explicate the problems
of theoretical discourse and to attract the attention of researchers to the problems of socio-humanitarian knowledge
and education. The main conclusions and provisions of the study can be used in the preparation of scientific
publications, development of courses and special courses in social philosophy, philosophical anthropology,
philosophy of culture and education. |
URI: | https://libeldoc.bsuir.by/handle/123456789/58365 |
Appears in Collections: | Публикации в изданиях Республики Беларусь
|